Какие права у больного в больнице: список и нормативное регулирование | Интернет-регистратура поликлиники

Права пациента на госпитализации

какие права у больного в больнице Статьи

Даже людям с крепким здоровьем периодически приходится обращаться за медицинской помощью. Но далеко не каждый знает о том, какие права у больного в больнице или в поликлинике. Однако часто возникают ситуации, когда от осведомленности пациентов зависит их здоровье и качество получаемого врачебного обслуживания.

Обращение за медицинской помощью

Законодательное регулирование

Качественное медицинское обслуживание и соблюдение санитарно-эпидемиологических норм является обязанностью всех лечебно-профилактических учреждений независимо от того, являются они государственными или частными.

Ни одна медицинская организация, ссылаясь на правила внутреннего распорядка и иные документы, не может изменять права пациентов. Это регулируется Федеральными законами №323-ФЗ и №326-ФЗ, приказами Министерства здравоохранения, СанПиН и статьей 41 Конституции Российской Федерации.

Перечень прав с объяснением

Есть ряд предусмотренных законом положений, о которых необходимо помнить, обращаясь за медицинской помощью.

Выбор лечащего врача и больницы, соответствующей санитарным нормам

Изначально гражданин прикреплен к медицинскому учреждению и участковому врачу по месту своей регистрации. Однако ФЗ №323 и приказ Минздрава закрепляет за каждым право выбора. Любой человек может сам решить, в какой больнице или у какого врача проходить лечение. При наличии паспорта, СНИЛС и полиса ОМС такой возможностью можно воспользоваться не чаще одного раза в год. Или в любое время в связи с переездом.

Человек, обратившийся за медицинской помощью, вправе требовать соблюдения лечебно-профилактическим учреждением санитарно-эпидемиологических норм.

В это понятие входят:

  • чистые коридоры и туалеты;
  • стерильное оборудование;
  • чистое постельное белье;
  • здоровое питание и т.д.

Если перечисленные нормы не соблюдаются, то пациент может обратиться с жалобой в администрацию больницы, а затем, если жалоба не была удовлетворена руководством, в вышестоящие инстанции.

Сбор консилиума при сложном диагнозе

Иногда у больного возникает сомнение в правильности назначенного лечения. Или появляются основания не доверять квалификации лечащего врача. В таком случае больной вправе запросить мнение другого специалиста и даже настоять на проведении консилиума. В медицинской практике есть случаи, когда такое требование спасало жизнь.

Медицинская помощь по ОМС и анестезия в любом регионе

Полис ОМС

При наличии полиса ОМС гражданин имеет право на бесплатную медицинскую помощь и госпитализацию в любом регионе Российской Федерации. Человек, оказавшийся в другом регионе, может бесплатно обратиться в поликлинику или вызвать скорую помощь. Если есть необходимость задержаться в этом регионе, можно временно прикрепиться к выбранной поликлинике.

У пациентов есть право на обезболивание и анестезию. Если из-за тяжелой болезни или после операционного вмешательства мучают сильные боли, то врач обязан выписать эффективный анальгетик в дозировке, которую сочтет нужной. Доктор может отказать в обезболивании только в том случае, когда это мешает поставить правильный диагноз. Тяжелым онкобольным выписывают сильнодействующие препараты. Некоторые из них выдаются бесплатно.

Возможность отказа от любых манипуляций

У каждого человека есть право на отказ от медицинского вмешательства. Без письменного согласия обратившегося в больницу или скорую помощь медики не могут производить никаких манипуляций. Такого документа не требуется только при психических расстройствах, угрозе жизни и общественной опасности.

Случается, что родители препятствуют проведению операции или переливанию крови своему ребенку по религиозным убеждениям. В подобном случае больница может в суде добиться возможности оказать необходимую помощь.

Получение данных о своем состоянии и записях в карте

Грубым нарушением является отказ лечащего врача сообщить диагноз или результаты обследования. Гражданин, проходящий лечение, вправе потребовать полную информацию о состоянии своего здоровья и получить выписки из медицинской карты. Благодаря этому можно получить альтернативное мнение для повышения эффективности лечения.

Также противозаконен отказ выдать карту на руки. Ее желательно периодически просматривать, например для контроля. С целью освоения бюджетных средств недобросовестные медработники ставят отметки о прохождении пациентами диспансеризации или о посещении ребенка медсестрой на дому. В поликлиниках подобные случаи не редкость.

Свободное распространение информации о своем здоровье

Информацией о состоянии своего здоровья больной может распоряжаться самостоятельно: собирать, хранить, передавать. Не только он сам, но и его доверенные лица. При этом доступ к информации о диагнозе и назначенном лечении предоставляется бесплатно.

Соблюдение конфиденциальности врачом

Законодательно закреплено за пациентом право на конфиденциальность истории болезни. Врач, нарушивший врачебную тайну и разгласивший информацию о состоянии здоровья или даже о факте обращения к нему больного, будет нести не только административную, но и уголовную ответственность. Только с согласия человека, обратившегося в медучреждение, информация может быть передана третьим лицам.

Врачебная тайна

Приглашение юриста или духовника

Находясь в больнице, гражданин может пригласить адвоката для защиты своих прав, подачи исков и проведения экспертиз. Персонал клиники не должен препятствовать посещению юристом больного.

Человек, проходящий лечение в больнице, вправе позвать священника или своего духовника. Законодательством предусмотрено проведение в больнице религиозных обрядов. Но реализовать это возможно только после согласования с внутренним распорядком лечебного учреждения.

Подача жалоб (вплоть до судебного разбирательства)

Если права пациента были нарушены, то он должен их защищать. Для этого нужно составить письменное заявление или жалобу к руководству больницы, в Министерство Здравоохранения, прокуратуру или в правозащитную организацию. К обращению следует приложить медицинскую документацию или иные доказательства нарушения прав больного. Также необходимо подробно описать, какие претензии у гражданина к лечебному учреждению.

Возмещение причиненного вреда

Если лечебно-профилактическим учреждением был нанесен ущерб здоровью пациента или моральный вред, он вправе потребовать денежной компенсации. В ситуации, когда гражданину или его ребенку было назначено неправильное лечение, он может сменить лечащего врача или обратиться за помощью в другую больницу. В таком случае медучреждение будет обязано оплатить все сопутствующие расходы.

Права пациента регламентированы законодательством РФ. За их нарушение должна наступать ответственность. Отстаивая свои права, мы повышаем качество медицинского обслуживания.

Оцените статью
Добавить комментарий