Даже людям с крепким здоровьем периодически приходится обращаться за медицинской помощью. Но далеко не каждый знает о том, какие права у больного в больнице или в поликлинике. Однако часто возникают ситуации, когда от осведомленности пациентов зависит их здоровье и качество получаемого врачебного обслуживания.
- Законодательное регулирование
- Перечень прав с объяснением
- Выбор лечащего врача и больницы, соответствующей санитарным нормам
- Сбор консилиума при сложном диагнозе
- Медицинская помощь по ОМС и анестезия в любом регионе
- Возможность отказа от любых манипуляций
- Получение данных о своем состоянии и записях в карте
- Свободное распространение информации о своем здоровье
- Соблюдение конфиденциальности врачом
- Приглашение юриста или духовника
- Подача жалоб (вплоть до судебного разбирательства)
- Возмещение причиненного вреда
Законодательное регулирование
Качественное медицинское обслуживание и соблюдение санитарно-эпидемиологических норм является обязанностью всех лечебно-профилактических учреждений независимо от того, являются они государственными или частными.
Ни одна медицинская организация, ссылаясь на правила внутреннего распорядка и иные документы, не может изменять права пациентов. Это регулируется Федеральными законами №323-ФЗ и №326-ФЗ, приказами Министерства здравоохранения, СанПиН и статьей 41 Конституции Российской Федерации.
Перечень прав с объяснением
Есть ряд предусмотренных законом положений, о которых необходимо помнить, обращаясь за медицинской помощью.
Выбор лечащего врача и больницы, соответствующей санитарным нормам
Изначально гражданин прикреплен к медицинскому учреждению и участковому врачу по месту своей регистрации. Однако ФЗ №323 и приказ Минздрава закрепляет за каждым право выбора. Любой человек может сам решить, в какой больнице или у какого врача проходить лечение. При наличии паспорта, СНИЛС и полиса ОМС такой возможностью можно воспользоваться не чаще одного раза в год. Или в любое время в связи с переездом.
Человек, обратившийся за медицинской помощью, вправе требовать соблюдения лечебно-профилактическим учреждением санитарно-эпидемиологических норм.
В это понятие входят:
- чистые коридоры и туалеты;
- стерильное оборудование;
- чистое постельное белье;
- здоровое питание и т.д.
Если перечисленные нормы не соблюдаются, то пациент может обратиться с жалобой в администрацию больницы, а затем, если жалоба не была удовлетворена руководством, в вышестоящие инстанции.
Сбор консилиума при сложном диагнозе
Иногда у больного возникает сомнение в правильности назначенного лечения. Или появляются основания не доверять квалификации лечащего врача. В таком случае больной вправе запросить мнение другого специалиста и даже настоять на проведении консилиума. В медицинской практике есть случаи, когда такое требование спасало жизнь.
Медицинская помощь по ОМС и анестезия в любом регионе
При наличии полиса ОМС гражданин имеет право на бесплатную медицинскую помощь и госпитализацию в любом регионе Российской Федерации. Человек, оказавшийся в другом регионе, может бесплатно обратиться в поликлинику или вызвать скорую помощь. Если есть необходимость задержаться в этом регионе, можно временно прикрепиться к выбранной поликлинике.
У пациентов есть право на обезболивание и анестезию. Если из-за тяжелой болезни или после операционного вмешательства мучают сильные боли, то врач обязан выписать эффективный анальгетик в дозировке, которую сочтет нужной. Доктор может отказать в обезболивании только в том случае, когда это мешает поставить правильный диагноз. Тяжелым онкобольным выписывают сильнодействующие препараты. Некоторые из них выдаются бесплатно.
Возможность отказа от любых манипуляций
У каждого человека есть право на отказ от медицинского вмешательства. Без письменного согласия обратившегося в больницу или скорую помощь медики не могут производить никаких манипуляций. Такого документа не требуется только при психических расстройствах, угрозе жизни и общественной опасности.
Случается, что родители препятствуют проведению операции или переливанию крови своему ребенку по религиозным убеждениям. В подобном случае больница может в суде добиться возможности оказать необходимую помощь.
Получение данных о своем состоянии и записях в карте
Грубым нарушением является отказ лечащего врача сообщить диагноз или результаты обследования. Гражданин, проходящий лечение, вправе потребовать полную информацию о состоянии своего здоровья и получить выписки из медицинской карты. Благодаря этому можно получить альтернативное мнение для повышения эффективности лечения.
Также противозаконен отказ выдать карту на руки. Ее желательно периодически просматривать, например для контроля. С целью освоения бюджетных средств недобросовестные медработники ставят отметки о прохождении пациентами диспансеризации или о посещении ребенка медсестрой на дому. В поликлиниках подобные случаи не редкость.
Свободное распространение информации о своем здоровье
Информацией о состоянии своего здоровья больной может распоряжаться самостоятельно: собирать, хранить, передавать. Не только он сам, но и его доверенные лица. При этом доступ к информации о диагнозе и назначенном лечении предоставляется бесплатно.
Соблюдение конфиденциальности врачом
Законодательно закреплено за пациентом право на конфиденциальность истории болезни. Врач, нарушивший врачебную тайну и разгласивший информацию о состоянии здоровья или даже о факте обращения к нему больного, будет нести не только административную, но и уголовную ответственность. Только с согласия человека, обратившегося в медучреждение, информация может быть передана третьим лицам.
Приглашение юриста или духовника
Находясь в больнице, гражданин может пригласить адвоката для защиты своих прав, подачи исков и проведения экспертиз. Персонал клиники не должен препятствовать посещению юристом больного.
Человек, проходящий лечение в больнице, вправе позвать священника или своего духовника. Законодательством предусмотрено проведение в больнице религиозных обрядов. Но реализовать это возможно только после согласования с внутренним распорядком лечебного учреждения.
Подача жалоб (вплоть до судебного разбирательства)
Если права пациента были нарушены, то он должен их защищать. Для этого нужно составить письменное заявление или жалобу к руководству больницы, в Министерство Здравоохранения, прокуратуру или в правозащитную организацию. К обращению следует приложить медицинскую документацию или иные доказательства нарушения прав больного. Также необходимо подробно описать, какие претензии у гражданина к лечебному учреждению.
Возмещение причиненного вреда
Если лечебно-профилактическим учреждением был нанесен ущерб здоровью пациента или моральный вред, он вправе потребовать денежной компенсации. В ситуации, когда гражданину или его ребенку было назначено неправильное лечение, он может сменить лечащего врача или обратиться за помощью в другую больницу. В таком случае медучреждение будет обязано оплатить все сопутствующие расходы.
Права пациента регламентированы законодательством РФ. За их нарушение должна наступать ответственность. Отстаивая свои права, мы повышаем качество медицинского обслуживания.